Приглашаем на спектакль
27 апреля 2016 в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко зрители увидят обновленную версию концерта-спектакля «Сошествие Орфея в ад». http://stanmus.ru/event/136698
Опера Шарпантье «Сошествие Орфея в Ад» предположительно была написана для музыкантов мадмуазель де Гиз, у которой служил Шарпантье, и стала первой французской оперой на знаменитый сюжет, взятый из «Метаморфоз» Овидия. Опера могла представляться вместе с балетными номерами. Компактность, а также пометки об исполнении одним солистом нескольких ролей (солисты были одновременно и хористами) позволяют думать, что это произведение создавалась скорее для избранного круга, нежели для широкой публики. Возможно, спектакль был показан в Отеле де Гиз или в Люксембургском дворце.
Основой либретто стал фрагмент из «Метаморфоз», посвященный истории певца Орфея и его юной невесты Эвридики, умершей в день свадьбы от укуса змеи. Следуя традиции театральной пасторали, либреттист добавил в список действующих лиц несколько нимф и пастухов. В конце первого акта появляется Аполлон, отец Орфея. Он убеждает сына спуститься в царство теней вслед за Эвридикой, чтобы уговорить Плутона, владыку подземного мира, вернуть ее в мир живых.
Второй акт происходит в аду. Сначала Орфея встречают тени трех грешников - Тантала, Иксиона и Тития, затем к ним присоединяются фурии, но Орфею удается очаровать их своим пением. Появляется Плутон. Трижды молит его Орфей, непреклонный Плутон сначала отвергает мольбы певца, но, потрясенный его искусством и смягченный просьбами Прозерпины, уступает и соглашается отпустить Эвридику. Властитель подземного мира ставит лишь одно условие: Орфей не должен оборачиваться, чтобы посмотреть, следует ли за ним Эвридика, пока оба они не покинут царства теней. Хор фурий и духов прощается с Орфеем. Теперь у обитателей ада останутся лишь воспоминания о его чудесном искусстве, но и эти воспоминания способны смягчить боль небытия.
На этом месте рукопись Шарпантье завершается. Мы не знаем, был ли задуман третий акт. На последней странице манускрипта нет обычного для автора обозначения полного количества тактов, есть только лаконичная пометка «конец второго акта», без каких-либо уточнений.
Известно, что в спектакле были задействованы все музыканты, находящиеся на службе у мадемуазель де Гиз, несколько наемных оркестрантов и Мари Гийбо де Гранмэзон, «придворная дама его высочества». Сам композитор также участвовал в представлении, исполняя партию Иксиона и один из голосов в хорах счастливых Теней, Преступников и Фурий.
Реконструкцию и запись оперы в наше время осуществил ансамбль Les Arts Florissants п/у Уильяма Кристи. Первое исполнение оперы в России состоялось 11 октября 2015 года в рамках проекта консорта Tempo Restauro «Барокко. Картины мира». Проект был поддержан грантом программы «Открытая сцена» в области музыкального искусства. В ноябре 2015 года при участии радио «Орфей» состоялась первая в России фондовая запись оперы.
На Малой сцене МАМТа зрители увидят обновленную версию концерта-спектакля «Сошествие Орфея в ад»: по исторической традиции в оперу будут включены танцевальные номера. Их постановку подготовил выдающийся хореограф из Санкт-Петербурга, один из ведущих в России специалистов по историческому танцу Константин Чувашев. Помимо музыки Шарпантье прозвучат несколько фрагментов балетной музыки Ж.Б. Люли.
Исполнители:
Орфей – Томас Баум (тенор)
Эвридика – Елена Епихина (сопрано)
Дафна, Прозерпина – Ольга Луцив-Терновская (сопрано)
Плутон – Антон Зараев (баритон)
Юнона – Наталья Данькова (сопрано)
Аретуза – Екатерина Коломина (сопрано)
Иксион – Сергей Власов (контратенор)
Титий – Артем Волков (тенор)
Аполлон, Тантал – Владимир Красов (бас)
Барочный консорт "Tempo Restauro"
Музыкальный руководитель и дирижер - Мария Максимчук
Режиссер - Сергей Балашов
Хореограф - Константин Чувашев
Научный консультант - Ольга Филиппова
Проект осуществляется при поддержке Французского Института в России. Ансамбль Tempo Restauro выражает искреннюю признательность лично директору Французского Института в России, советнику по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России господину Филиппу Вуари, заместителю советника по культуре, атташе по культуре господину Эдуару де Люмле и координатору творческих проектов в Москве госпоже Анне Гусаловой.